Математика в реальной жизни: как транспортные модели помогают избавляться от пробок и строить новые маршруты

Математические методы и компьютерные модели постоянно расширяют сферу своего полезного применения. Так, за последнее десятилетие они стали активно применяться для изучения и прогнозирования транспортных потоков. О том, как создаются такие модели и как они работают редакции Techinsider.ru рассказал доктор технических наук, профессор кафедры «Вычислительная математика и программирование» МАИ Владимир Судаков.
Математика в реальной жизни: как транспортные модели помогают избавляться от пробок и строить новые маршруты  
Freepik

Что умеют единые транспортные модели и как они связаны с авиацией

Единые транспортные модели – достаточно новое направление в науке, которое бурно развивается в последние 10 лет и в автомобильном транспорте, и в авиационном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие модели помогают развивать транспортную инфраструктуру. Например, они позволяют оценить ситуацию для принятия решения — открывать ли новый маршрут между аэропортами или нет. Представьте, что существует два аэропорта - «А» и «Б». Пока между ними нет прямого сообщения. Но что будет, если мы его откроем? Будет ли пользоваться спросом новый воздушный маршрут, какое количество людей будет ежемесячно по нему летать, учитывая сезонность? Исходя из ответов на эти вопросы мы принимаем решение, и либо открываем, либо не открываем маршрут.

Или, например, схожий вопрос: «Нужно ли модифицировать существующий аэропорт, строить новые взлетно-посадочные полосы, чтобы увеличить пропускную способность?». С помощью единой транспортной модели есть возможность посчитать, что же все-таки будет, если мы совершим эти действия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычная статистика может дать прогноз в текущих условиях. А хорошая компьютерная модель позволяет точечно изменить какие-то параметры и посмотреть, что случится, если изменится ситуация, в которой мы находимся в данный момент. Конечно, моделирование нужно не только для открытия новых взлетно-посадочных полос, маршрутов, но и для понимания, какие типы транспортных средств нам нужны и в каком количестве.

«Хотя у нас уже есть планы по постройке МС-21, Superjet, Ту-204, но непонятно, сколько в долгосрочной перспективе нам потребуется тех или иных типов воздушных судов, какие лучше строить, исходя из тех потребностей, и как будет развиваться ситуация, исходя из тех альтернатив, которые мы выберем. Также моделирование поможет сделать выводы, какие старые типы воздушных судов стоит выводить из эксплуатации, а какие, например, возможно имеет смысл модернизировать. Другими словами, математическое моделирование позволяет нам ответить на вопрос: "Что будет, если..."", — объясняет Владимир Судаков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
как используются транспортные компьютерные и математические модели на пользу городу
Freepik

Математическое моделирование для регулирования транспортного потока

Автомобильный транспорт тоже имеет свою специфику: здесь государство меньше управляет тем, какие типы транспортных средств надо выпускать и больше ориентировано на развитие транспортной инфраструктуры. Здесь моделирование помогает ответить на вопросы, какие дороги строить, какие расширять, как нам помогут развязки, какие устанавливать режимы светофоров.

Кстати, существуют не менее интересные клеточные модели, которые успешно решают задачи, связанные со светофорами. Однако они довольно ресурсоемкие. Их расчеты на суперкомпьютерах могут занимать неделю.

Долго ли, коротко ли: сколько времени уходит на расчеты по транспортным моделям

Отвечая на вопрос о времени, которое тратится на расчеты по транспортным моделям, Владимир Судаков вспоминает случай из собственной практики. Однажды НИЦ «Институт имени Жуковского», ведущая организация в области авиационной науки, поставил перед МАИ задачу определить, какие типы летательных аппаратов для транспортной авиации нужны стране, чтобы закрыть определенные потребности в авиаперевозках. Так вот, чтобы чтобы решить эту задачу, достаточно мощный суперкомпьютер работал целую неделю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но иногда время вычислительного эксперимента удается сократить, уверяет ученый: «Одна крупная госкомпания, которая занимается транспортировкой нефти в северных морях, поставила перед нами задачу спланировать походы танкеров и сопровождающих их ледоколов. Саму задачу они и раньше успешно решали с использованием своих программных средств более суток. Но для организации это оказалось слишком долго, потому что ей нужно было каждый день пересчитывать план, исходя из изменения погодных условий, ледовой обстановки. Мы с нуля переписали эту модель на Python, в результате время расчетов сократилось до несколько часов».

Расчеты на суперкомпьютерах отнимают много времени не только из-за количества переменных, которых обычно больше миллиона. Проблема кроется еще и в том, что часть этих переменных – дискретные. Непрерывная переменная – это значит, что число может быть дробным, а дискретная переменная – только целым. То есть, как в известном примере, не может быть 1,5 землекопа. Иногда 1,5 можно округлить до 2, но в некоторых случаях это приводит к тому, что мы «выпадаем» из некой системы ограничений, например, по бюджету.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
как применяются транспортные модели для регулирования дорожного движения, авиаперевозок и кораблей
Freepik

«Например, танкер с нефтью либо идет, либо не идет. Его округлить нельзя: надо все-таки понять, 1 танкер отправлять или 2, потому что каждый танкер – это большие деньги. И когда таких дискретных переменных, которые нельзя округлить, много, продолжительность поиска решения может быть слишком долгой, так как задача в терминах теории алгоритмов NP-трудная. Их в общем-то можно решить на суперкомпьютере, но иногда для их точного решения могут потребоваться миллиарды лет. Но мы их все равно решаем, только с какой-то степенью точности, – не за миллиарды лет, а за часы или недели. Просто, возможно, мы пока находим не самое оптимальное решение», — отмечает Владимир Судаков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Транспортные модели в России и мире

Есть средства моделирования, а есть модели. Если говорить именно о моделях, то в России транспортные модели существуют у многих крупных городских агломераций. Также в открытых источниках можно найти модели, описывающие транспортную ситуацию в крупных городах за рубежом, таких как Нью-Йорк. Но поскольку получить российские данные тяжело, разработчикам отечественных транспортных моделей зачастую приходится верифицировать средства моделирования на западных мегаполисах.

Если мы говорим о средствах моделирования, то сегодня массово используются в основном иностранные решения — это немецкое PTV Visum, испанская Aimsun (теперь принадлежит Siemens Mobility Intelligent Traffic Systems). Хотя среди отечественных разработок в пример можно привести AnyLogic.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В моделировании транспортных потоков автомобилей обычно выделяют макромодели и микромодели:

  • микромодели – это когда мы берем конкретных агентов, конкретные транспортные средства;
  • макромодели – это когда мы рассматриваем систему как непрерывный поток, который перемещается между различными регионами.

В макромоделях у нас в стране есть хорошие результаты. Так, у исследователей МАИ есть большие наработки в области газогидродинамики и всего, что связано с обработкой движущихся потоков. Как пример - квазигидродинамические уравнения, которые описывают движение газа в трубах. Они вполне применимы для построения макромоделей движения на дорогах и могут объяснить многие явления. В том числе такой парадокс: мы строим новые дороги, а потом оказывается, что транспортная ситуация стала хуже. За счет чего это произошло? А за счет того, что каждый человек выбирает кратчайший путь – либо по расстоянию, либо по времени, — в результате на наиболее оптимальных с точки зрения водителей дорогах образуются заторы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
почему образуются пробки на дорогах
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть ли разница между моделями в авиации и автомобильном транспорте

При моделировании в области авиации можно использовать средства моделирования общего назначения. В авиации в моделях потоки работают немного не так, как в автомобильном транспорте. Здесь неплохо проявили себя модели на базе нечеткой логики. Это связано с высокой степенью неопределенности в авиации, вызванной то ковидными ограничениями, то санкционными моментами. А достаточной статистики, которая позволила бы учесть все риски, просто нет. В автотранспортных моделях более распространены так называемые гравитационные модели: как светила притягивают планеты, примерно так же и люди притягиваются к неким районам.

Сейчас в авиации активно задействуются модели машинного обучения, чтобы оценить информационный фон по социальным сетям. Например, по постам пользователей система может определить, куда чаще всего едут.

Основная сложность транспортного моделирования не столько в том, чтобы изменить транспортные потоки, сколько в том, чтобы понять, куда они идут. Проблема осложняется еще и тем, что люди часто путешествуют транзитом, причем через Москву. Определить, куда человек из Москвы поехал дальше – очень сложная задача.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«С другой стороны, одна из целей стратегического развития в стране – повышение связности: убрать московский хаб, построить региональную сеть. Но не всегда понятно, какая нагрузка будет на той или иной дуге этого транспортного графа из-за транзитного потока. И здесь как раз нашли эффективное применение модели нечеткой логики», — говорит Владимир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
как компьютерные модели улучшают навигаторы и карты
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В целом, если говорить про глобальные задачи, то одна из задач государственного масштаба — создание оптимальной транспортной сети. Авиационных, автомобильных, морских, а еще лучше –мультимодальных перевозок. Тот же «Яндекс Навигатор» теперь стал совмещать использование такси с общественным транспортом. Когда его доработают до того уровня, чтобы комбинировать личный и общественный транспорт – это будет переход на новый уровень.

Есть сведения о том, что VK пытается построить новый маршрутизатор карт, который будет строить маршрут не только исходя из скорости перемещения, но и комфорта поездки. Например, можно ехать дольше, но по дороге, где меньше нерегулируемых перекрестков или пешеходных переходов, которые могут заставить нервничать водителя.

Реальная проблема = реальное решение

Доктор технических наук, профессор кафедры «Вычислительная математика и программирование» МАИ Владимир Судаков:
widget-interest

«В рамках работ с Институтом Генплана Москвы мы при помощи транспортной модели улучшили пропускную способность на некоторых развязках Дмитровского шоссе на 10-15%.

 

Для другой компании мы решали проблему оптимизации экипажей инкассаторов: у нее было 12 экипажей инкассаторов, которые должны были объезжать 10 тысяч терминалов по Москве и области. Каждый экипаж обходился примерно в 200 тысяч рублей в месяц. Мы проанализировали их маршруты с помощью транспортной модели и увидели, что вместо 12 вполне хватит 10 экипажей. Для небольшой компании это существенная экономия. Эта задача была интересна и тем, что надо было учесть не только сами маршруты, но и вероятность простоя банкоматов на время ремонта.

 

Еще одна аналогичная интересная задача – оптимизация развоза бензина от нефтебазы по сети АЗС. Здесь тоже перед нами стояла задача минимизировать количество бензовозов. Это примеры конкретных кейсов, когда необходимо было строить транспортные модели и смотреть, как они работают.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России.